onkoklinik
г. Санкт-Петербург
ул. Льва Толстого, 6-8, корпус 38
8(921)903-04-03

Рак тонкой и толстой кишки: симптомы и лечение

Отделение абдоминальной онкологии ПСПбГМУ им. И. П. Павлова осуществляет лечение рака тонкой и толстой кишки. Уровень оказываемой учреждением медицинской помощи соответствует мировым стандартам.

Кишечник человека состоит из двух отделов — тонкой и толстой кишки. Новообразования в данной области встречаются со следующей периодичностью:

Примерно 50% новообразований толстой кишки обнаруживаются в слепой и сигмовидной кишке. Заболеваемость раком прямой кишки за последние 20 лет увеличилась в несколько раз. Наиболее часто колоректальный рак встречается у пациентов мужского пола. Онкопатологии кишечника диагностируются у 18 из 100 тысяч человек.

Причины и симптоматика

Факторами, способствующими возникновению рака кишечника, являются:

Лечение рака кишкиЛечение опухоли кишечника (толстая кишка)

Кроме этого, развитию рака прямой кишки способствует наличие папилломавирусной инфекции, работа с асбестом и анальный секс.

Онкологический процесс оценивается в соответствии с международной классификацией TNM.

Симптомы заболевания зависят от локализации новообразования. Показаниями для проведения незамедлительного специфического обследования являются:

Для злокачественных процессов в правом отделе толстой кишки характерны:

Благодаря большому просвету данная группа опухолей редко вызывает нарушение проходимости кишечника.

Рак левого отдела толстой кишки сопровождается:

Симптомом рака прямой кишки, кроме прочего, является наличие ложных позывов к дефекации.

При разрушении кишечника опухолью показано экстренное лечение. Процесс сопровождается перфорацией, кровотечением и перитонитом. При сдавливании стенок кишечника или соседних органов возможно развитие непроходимости, желтухи, панкреатита и асцита.

Современные подходы к лечению опухолей кишечника (толстой и тонкой кишки)

Лечение рака кишки направлено на удаление опухоли вместе с близлежащими тканями и региональными лимфоузлами. После их иссечения формируется герметичный анастомоз. При опухолях сигмовидной кишки лечение предполагает временное выведение колостомы на переднюю брюшную стенку.

При обширном онкологическом процессе, выходящем за пределы кишечника, в ходе операции, помимо удаления новообразования и резектабельных метастаз, выполняется частичное иссечение пораженных органов. Вмешательства выполняются как открытым, так и лапароскопическим способом (без широкого рассечения брюшной полости). Оптимальная методика радикального лечения опухоли кишечника определяется по результатам обследования пациента.

В тяжелых и запущенных случаях, при неоперабельном раке и кишечной непроходимости показана паллиативная терапия, направленная на спасение жизни и облегчение состояния больного. Без резекции опухоли колостома выводится на переднюю брюшную стенку. При операбельном раке показанием для такого вмешательства является необходимость разгрузки кишечника от каловых масс перед последующим удалением новообразования.

При обширном онкологическом поражении ободочного отдела толстой кишки и наличии метастаз единственным методом лечения является химиотерапия — она замедляет рост опухоли. Лучевая терапия при этом заболевании неэффективна и применяется редко.

Тактика лечения колоректального рака

При локализации опухоли в дистальном отделе кишечника показана комбинированная терапия. Она включает в себя:

На ранней стадии болезни (категория Т1-Т2) выполняется местное иссечение опухоли с последующим наблюдением пациента. При наличии показаний в дальнейшем может быть проведено хирургическое вмешательство.

Тактика лечения опухолей тонкой и толстой (в том числе прямой) кишки определяется исходя из распространенности онкологического поражения и его близости к анальному сфинктеру. В ходе операции мышца, сжимающая сфинктер, может быть удалена либо сохранена. В результате вмешательства формируется временный либо постоянный противоестественный задний поход. При локализации опухоли в верхних отделах кишечника возможно наложение анастомозов без выведения колостомы.

Обращение к специалисту на ранней стадии болезни обеспечивает хорошие результаты лечения рака тонкой, толстой (в том числе прямой) кишки, а также благоприятный прогноз. Передовые методики лечения колоректального рака в отделении абдоминальной онкологии ПСПбГМУ им. И. П. Павлова позволяют сохранять не только жизнь пациента, но и ее качество.

Вопрос-ответ

Вопрос: Нашей маме удалили опухоль толстой кишки (была на 18 см), вывели наружу кишечник, врачи сказали, что это на время, и операцию по ее соединению необходимо сделать через 2-3 месяца. Скажите, делаете ли Вы такие операции?

Ответ: Данное хирургическое вмешательство называется операцией по восстановлению непрерывности толстой кишки. Да, в нашем отделении выполняются такие оперативные вмешательства. Свяжитесь с нами по нашему контактному телефону, и мы назначим время для очной консультации, чтобы обсудить Вашу ситуацию и возможные сроки госпитализации.

Перейти в раздел Вопрос-ответ>