8 (921) 903-04-03

Круглосуточно (Без выходных)

Лечение опухоли толстого кишечника

В отделении абдоминальной онкологии ПСПбГМУ им. И.П. Павлова работают врачи с большим стажем. Они проводят лечение опухолей толстого кишечника на самом современном уровне. Собственная лаборатория, операционная, отделение химиотерапии и лучевой терапии позволяют оказывать помощь онкобольным своевременно и в полном объеме.

Рак прямой кишки, или колоректальный рак, — вторая по распространенности онкологическая болезнь у мужчин и третья у женщин. Это коварное заболевание, которое длительное время может развиваться незаметно и никак себя не проявлять.

Причины развития опухоли кишечника, факторы риска

Достоверно установить причину возникновения опухоли толстого кишечника ученым до сих пор не удалось.

Однако в ходе многолетних исследований и систематизации врачи смогли выделить факторы риска, способствующие развитию болезни:

Опухоли толстого кишечника
  • полипоз, в том числе наследственный. Наличие доброкачественных новообразований в толстом кишечнике часто приводит к развитию опухоли. Через каждые семь лет риск онкологии повышается на 10 %;
  • наследственная предрасположенность. В половине случаев заболевание, диагностированное у родителей, обнаруживается у детей. Причем в расчет берут также аденоматозный полипоз и неполипозный рак, вызванный мутацией генов;
  • продолжительное течение неспецифического язвенного колита, болезни Крона;
  • хронические запоры;
  • длительный прием противовоспалительных лекарственных средств.

По статистике, опухоль толстого кишечника возникает примерно в равных пропорциях у мужчин и женщин. С возрастом риск развития болезни увеличивается. На вероятность появления рака влияет и образ жизни, в частности, характер питания — избыточное количество в рационе жирного мяса и сдобы, недостаток растительной пищи, круп. В группу риска входят люди с ожирением и нарушением обмена жиров и углеводов.

Лечение всех опухолей толстого кишечника нужно начинать как можно раньше, потому что даже доброкачественные новообразования со временем могут перерождаться в злокачественные. Чем раньше начата терапия, тем более эффективной она будет.

лечение опухоли толстого кишечника

Цены на услуги Получить консультацию

Онкологические заболевания толстого кишечника нередко имеют схожее течение, что затрудняет диагностику и лечение этой патологии. В то же время между ними существует немало отличий:

• по количеству и сосредоточенности различают множественные и одиночные образования;
  • расположению: опухоли слепой, ободочной, сигмовидной и прямой кишки;
  • клеточному строению: аденомы, аденопапилломы, плоскоклеточный рак и т. д.;
  • характеру роста:
  • экзофитные — выступают в просвет кишки;
  • эндофитные — растут в толщу кишки;
  • блюдцеобразные — сочетают в себе признаки экзофитного и эндофитного роста.
Стадии рака

Наиболее важная классификация — разделение опухолей на злокачественные и доброкачественные.

К новообразованиям первого типа относятся аденокарциномы, плоскоклеточный рак, базальноклеточный рак и т. д. Злокачественные опухоли быстро растут, при этом они разрушают здоровые ткани, сосуды и нервы. Раковые клетки сильно отличаются от здоровых клеток кишечной трубки и не выполняют нормальных функций.

Доброкачественные новообразования: полипы, диффузный полипоз, сосудистые патологии. Они медленно растут, не прорастают нормальные ткани и не метастазируют. Клетки опухолей не сильно отличаются от здоровых клеток.

Следует помнить, что понятие «доброкачественные» является условным. Болезнь необходимо рассматривать как предраковое состояние. Если новообразование достигает больших размеров, оно сдавливает здоровые ткани и закрывает кишечный просвет, что приводит к кишечной непроходимости.

Лечение и доброкачественных, и злокачественных опухолей кишечника должно проводиться своевременно.

Симптомы злокачественных и доброкачественных новообразований разнообразны. Они зависят от количества и расположения опухолей, скорости и характера роста, наличия метастазов.

Вас должны насторожить следующие симптомы:

• длительный дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
  • диарея, чередование поносов и запоров;
  • примеси крови в кале;
  • общая слабость и быстрая утомляемость;
  • анемия;
  • потеря веса.

Доброкачественные опухоли толстого кишечника: лечение

При подозрении на доброкачественную опухоль врач проводит эндоскопическое обследование. При помощи специального оборудования специалист осуществляет забор тканей полипа, после чего клетки новообразования исследуют под микроскопом. Если диагноз подтверждается, и опухоль кишечника оказывается доброкачественной, врач проводит лечение. Он удаляет полипы хирургическим путем. Обычно операция проводится с использованием малоинвазивных технологий и эндоскопических техник.

Злокачественные опухоли толстого кишечника: лечение

Злокачественная опухоль толстого кишечника проходит в развитии четыре стадии:

стадии рака
  • первая — образование до 3 см в слизистой оболочке и подслизистом слое;
  • вторая — поврежденные клетки занимают не более половины кишки, расположены на стенке или занимают всю кишечную стенку. Региональные лимфоузлы не задеты;
  • третья — образование больше половины органа без повреждения региональных лимфоузлов или образование любого размера с множественными метастазами в лимфоузлах;
  • четвертая — большая опухоль с метастазами в лимфоузлы и соседние органы или любое образование с отдаленными метастазами.

Терапия зависит от стадии процесса, глубины прорастания и общего состояния больного.

Главный метод лечения — это удаление злокачественной опухоли кишечника и близлежащих лимфатических узлов. В ходе лапароскопической или полостной операции врач выполняет резекцию кишки, пораженной раком, и сосудов, которые ее питают.

Комплексное лечение опухоли кишечника также включает контактную и лучевую терапию. Она проводится в предоперационном и постоперационном периоде.

Так как опухоли кишечника устойчивы к большинству химиотерапевтических препаратов, этот метод лечения используется избирательно. В сочетании с цитостатиками врачи назначают иммуномодуляторы для поддержания иммунной системы.

При подозрении на опухоль толстого кишечника не откладывайте диагностику и лечение. Записаться на прием к онкологу вы можете по указанному на сайте контактному телефону.

Диагностика опухоли толстого кишечника, прогноз после лечения

Эффективное лечение опухолей толстого кишечника с максимальными гарантиями отсутствия рецидивов возможно только при обнаружении рака на ранних стадиях. Поэтому регулярная и полноценная диагностика является необходимостью. Особенно это касается пациентов старше 40 лет.

Одним из первых исследований для определения отклонений является анализ кала на скрытую кровь. Это простой и быстрый способ держать под контролем свое здоровье. Лицам старшего возраста, в особенности, входящим в группу риска, рекомендуется сдавать такой анализ ежегодно.

Более детальное обследование перед началом лечения у гастроэнтеролога включает:

• колоноскопию;
  • ирригоскопию;
  • КТ и МРТ для уточнения расположения образований, метастазов;
  • УЗИ-диагностику для определения степени поражения соседних органов;
  • биопсию (проводится во время колоноскопии);
  • лапароскопию или лапаротомию, назначают при недостаточности других методов.

После точного определения положения опухоли и метастазов, стадии рака кишечника врач назначает целесообразное лечение.

Профилактика заболевания

Профилактика опухолей толстого кишечника включает:

• правильное питание с большим количеством растительной пищи;
  • борьбу с запорами;
  • своевременное лечение заболеваний ЖКТ;
  • раннюю диагностику и удаление полипов;
  • постоянный контроль состояния органа — ежегодные анализы, инструментальные обследования раз в пять-десять лет.

Людям с онкологическими заболеваниями в анамнезе следует регулярно наблюдаться у врача.