8-921-389-56-85

Отдел торакальной хирургии

Клиника и лечение рака легких

Рак легких — самое распространенное онкологическое заболевание в России и мире. Ежегодно оно поражает миллион человек. Мужчины болеют в 3 раза чаще женщин. Шесть из десяти больных умирают.

Ни одно из широко распространенных онкологических заболеваний не имеет столь очевидной связи с факторами окружающей среды, условиями производства, вредными привычками и индивидуальным стилем жизни, как РЛ. Канцерогенное действие на легочную ткань оказывают многие химические вещества: полициклические ароматические углеводороды, входящие в состав продуктов термической обработки угля и нефти, хлорметиловые эфиры, винилхлорид, а также мышьяк, хром, кадмий и их соединения. Однако наибольшее влияние на развитие РЛ оказывает курение табака.

По области поражения различают два основных типа рака легких:

Центральный — когда происходит поражение крупных бронхов (главного, долевого, сегментарного, субсегментарного), доступных надежной визуализации в процессе проведения гибкой бронхоскопии.

Периферический — исходит из более мелких бронхов, бронхиол или альвеол. В процессе роста, при вовлечении крупных бронхов периферическая опухоль может стать центральной.

Помимо центрального и периферического РЛ, выделяют также особые редкие формы заболевания:

По сводным данным зарубежных и отечественных авторов, центральный рак легких встречается в 65–75 % случаев, периферический — в 25–35 %, другие формы — в 1–5 %.

Распространенность опухолевого процесса — один из основных факторов, определяющих выбор метода лечения, объема оперативного вмешательства и прогноз. Стадия заболевания зависит от размера и распространенности первичной опухоли и ее отношения к окружающим тканям (Т), а также от регионарного лимфогенного (N) и отдаленного гематогенного (М) метастазирования.

В основу каждой Международной классификации по системе TNM положен анализ выживаемости больных раком легких с учетом распространенности опухолевого процесса и проведенного лечения. Чрезвычайно важно точно определить стадию РЛ. Так, по данным многих авторов, 5-летняя выживаемость больных при I стадии составляет 40–60 %; II стадии — 20–33 %; III стадии — 5–15 %; IV стадии — 0–1 %.

Симптомы, причины, диагностика рака легких

Выраженность клинической симптоматики при РЛ зависит от клинико-анатомической формы опухоли, ее гистологической структуры, локализации, размеров и типа роста, характера метастазирования, сопутствующих воспалительных изменений в бронхах и легочной ткани.

Симптомы рака легких не имеют специфики: наиболее частым симптомом является кашель (70 %), сухой или с мокротой; кровохарканье встречается в 25 % случаев; одышку при физической нагрузке испытывает 40 % больных, дискомфорт и боли в грудной клетке на стороне поражения — 60–70 % пациентов.

Чтобы поставить диагноз, в клиниках делают:

Лечение рака легких и реабилитация пациентов

Лечебный план составляют врачи специализированных клиник с учетом стадии и локализации онкологического процесса, гистологического типа опухоли, состояния и возраста пациента. Во время хирургического лечения рака удаляют все легкое либо его часть (долю). Обязательно удаляют регионарные лимфоузлы. Операции проводятся или традиционно открыто, или с использование эндовидеохирургических технологий (видеоторакоскопическая лобэктомия).

Хирургическое лечение рака легких показано на ранних стадиях — таких больных в клиниках не больше 20 %. В остальных случаях проводят предоперационную (неоадъювантную) химиотерапию — введение лекарственных средств, избирательно подавляющих раковые клетки. После 2–3 циклов предоперационной химиотерапии оценивают лечебный эффект и решают вопрос о хирургическом этапе лечения.

Могут также назначить прием инновационных иммунологических препаратов — моноклональных антител. Как правило, консервативные методы лечения рака легких в современных клиниках комбинируют.

В периоде реабилитации показаны:

При неоперабельных формах рака или отказе больного от операции химиотерапия (лучевая терапия) проводится в качестве самостоятельного лечения.

Паллиативное лечение рака легких назначают неизлечимым больным для улучшения их состояния и качества жизни. В терапевтическую схему включают облучение, химиотерапию, обезболивание, симптоматическую терапию, детоксикацию, психотерапию.

Без лечения 87 % больных умирают в течение 1 года. Пятилетней выживаемости после операции достигают 30 %, а при комбинированном лечении — до 40 % пациентов с раком легких в России. При обнаружении опухоли на ранней стадии шанс на выздоровление — до 80 %. Чтобы уточнить цены на лечение рака легких и записаться к специалисту, свяжитесь с нами любым удобным способом.