8-921-389-56-85

Отдел торакальной хирургии

Опухоли средостения и их лечение

Средостение (mediastinum) – комплекс органов, расположенных в грудной полости между левой и правой медиастинальной плеврой, задней поверхностью грудины и грудным отделом позвоночника и шейками ребер.

Чаще всего средостение делится на 3 отдела (переднее – периваскулярное, среднее – висцеральное, заднее – паравертебральное). Опухоли и кисты средостения – новообразования различного гистогенеза, объединенные в общую нозологическую группу благодаря расположению в одной анатомической области – в средостении.

Патоморфологические формы характеризуются чрезвычайным многообразием. Развитие опухолей и кист средостения среди жизненно важных органов в ограниченном пространстве приводит к сдавлению, смещению элементов средостения, создавая риск для жизни больного.

Опухоли могут исходить из самих органов, эктопированных и тканей между ними. Кисты являются следствием патологических процессов и пороков развития с формированием полостей.

Особенностями проблем опухолей и кист являются морфологические и анатомо-физиологические характеристики средостения, трудности морфологической верификации, неопределенность лечебной тактики при ряде заболеваний.

Причины, симптомы и методы диагностики опухолей средостения

В структуре онкологических заболеваний опухоли и кисты средостения составляют 3–7 %, из них 80 % доброкачественные, 20 % — злокачественные. Озлокачествление доброкачественных опухолей средостения отмечается в 17–41 % случаев.

Чаще встречаются в возрасте 18–45 лет. Рак развивается из тканей органов средостения, нервной и соединительной ткани, клеток стволовых и появляющихся при нарушенном внутриутробном развитии.

Причины заболевания до конца не выяснены. По мнению большинства ученых-медиков, патология развивается из-за воздействия:

Симптомы:

Заболевание может маскироваться под вялотекущий бронхит или пневмонию – это затрудняет диагностику. У трети больных на начальных стадиях симптомов нет.

В клинической картине опухолей и кист средостения выделяют два периода:

Для диагностики используют:

Злокачественные опухоли средостения имеют короткий бессимптомный период развития, быстро увеличиваются в размерах, метастазируют, дают симптомы компрессии органов средостения.

Лечение рака средостения

Тактика лечения рака средостения зависит от стадии заболевания. Хирургический метод приоритетен при всех формах опухолей и кист за исключением лимфом, при которых тактика требует индивидуализации (приоритет – химиолучевой метод). При злокачественных опухолях средостения хирургический метод может сочетаться с лучевым, химиотерапией, которые повышают эффективность терапии.

Показанием к хирургическому лечению являются опухоли и кисты средостения независимо от наличия клинической симптоматики, локального и местного распространения, за исключением лимфом. При герминогенных опухолях возможна неоадъювантная химиотерапия.

Противопоказания к хирургическому лечению:

При невозможности хирургического лечения показано проведение химиолучевой терапии.