Запись на консультацию в центр

Запись на консультацию в центр

Способы обнаружения и лечения рака печени

Рак — злокачественное перерождение клеток печени и/или внутрипеченочных протоков. Заболевание занимает 6-е место среди всех онкопатологий, отличается быстрым прогрессирующим течением, имеет неблагоприятный прогноз. Длительное время протекает бессимптомно. Из-за этого у большинства пациентов диагностируется на поздних стадиях при большом размере, наличии множественных очагов или метастазировании.

Как проявляется патология

На начальных этапах развития опухоль печени практически никак себя не проявляет. Пациенты могут замечать повышенное газообразование, незначительный дискомфорт под ребрами справа, ухудшение аппетита. Но чаще всего всем этим проявлениям люди не придают особого значения. В результате опухоль продолжает увеличиваться в размерах, растягивает печеночную капсулу и вызывает компрессию соседних структур. Это приводит к появлению следующих клинических признаков:

• болезненные ощущения с чувством распирания в правой половине живота;
  • приступы тошноты;
  • периодически возникающая рвота;
  • чувство горечи во рту;
  • анорексия;
  • поносы, чередующиеся с запорами;
  • общая интоксикация организма (гипертермия, головокружение, слабость, низкая работоспособность, снижение массы тела).

Если опухоль пережимает желчевыводящие протоки, у пациента развивается желтуха. Она проявляется желтушностью склер, слизистых, кожи. Изменяется также окраска кишечного отделяемого, мочи, появляются изнурительные зудящие ощущения. Для поздних стадий характерны анемия, асцит, прорастание рака в соседние органы.

Как определяют рак печени

Обследование при подозрении на опухоль печени начинают со сбора анамнеза. В ряде случаев во время опроса удается выяснить факты о неблагополучной генетике в отношении этого заболевания. Кроме того, врач может обнаружить иные факторы, увеличивающие вероятность возникновения гепатоцеллюлярного рака:

• частое употребление алкоголя;
  • неправильное питание;
  • замедленный метаболизм;
  • ожирение;
  • нарушение обмена веществ (гемохроматоз);
  • паразитарные инфекции;
  • желчнокаменную болезнь и проблемы желчеоттока;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет;
  • нарушения кровоснабжения, лимфооттока;
  • пожилой возраст.

При осмотре специалист обращает внимание на сухость кожи, желтушный оттенок тела, наличие одного или нескольких пальпируемых узлов при ощупывании зоны печени. Для подтверждения диагноза назначаются лабораторные анализы и инструментальная диагностика:

• расширенная биохимия;
  • общеклиническое исследование крови с микроскопией мазка при наличии патологических сдвигов;
  • определение концентрации онкомаркера альфа-ФП (AFP);
  • ультразвуковое сканирование забрюшинных органов;
  • УЗДГ сосудов печени;
  • КТ-ангиография печени с контрастом;
  • МРТ с контрастированием;
  • сцинтиграфия пораженного органа;
  • ИФА на гепатиты.

При обнаружении узловых образований проводят биопсию. Полученный материал отправляют в лабораторию на гистологию.

Какие существуют способы лечения рака печени

Золотым стандартом лечения опухоли печени является резекция. Хирургический подход улучшает прогноз пятилетней выживаемости пациентов после вмешательства. Резекция может проводиться по разным протоколам. Выбор метода зависит от стадии неоплазии и локализации новообразования:

• сегментэктомия — удаление одного пораженного сегмента;
  • мезогепатэктомия — удаление центральных сегментов;
  • бисегментэктомия — иссечение двух соседних сегментов;
  • право-, левосторонняя гемигепатэктомия — удаление правой или левой доли органа.

В случае обширного поражения тканей может проводиться расширенная гепатэктомия, заключающаяся в отсечении одной из долей и одного из смежных сегментов. Также в онкологии используют другие способы лечения рака печени: химиотерапию, таргетное лечение, иммунную терапию, различные способы локальной деструкции опухоли.

Химиотерапия при раке печени

Гепатоцеллюлярный рак устойчив к воздействию цитостатических лекарственных препаратов. Поэтому системную химиотерапию используют только в том случае, когда невозможно применение локальных методов лечения рака, при наличии в печени метастазов из внепеченочных опухолей и при неэффективности других способов.

Основным препаратом, позволяющим увеличить продолжительность жизни и уменьшить выраженность симптоматики, является сорафениб. Эффективность других химиопрепаратов составляет не более 20 %. Цитостатики часто применяют в сочетании с иммунологическими средствами. Сочетанное лечение позволяет не только устранить симптомы и продлить жизнь, но и уменьшить размер новообразования.

Таргетное лечение

Молекулярно-таргетная терапия — метод целенаправленного воздействия специальными препаратами на опухолевые клетки без их влияния на здоровые ткани. Применяют при запущенных стадиях болезни. Для этого используют:

• моноклональные антитела, подавляющие образование новых капилляров, которые снабжают новообразование кровью;
  • базисные противовоспалительные препараты (ингибиторы киназ), угнетающие рост опухоли.

Иммунотерапия

Иммунная терапия направлена на усиление противоопухолевого иммунитета. Лечение предполагает использование:

• моноклональных антител, которые оседают на раковых клетках и помечают опухоль, что упрощает ее распознавание иммунной системой. Также они являются переносчиками токсинов и радионуклидов, уничтожающих новообразование, и блокируют импульсы, необходимые для деления опухолевых клеток;
  • ингибиторов контрольных точек — осуществляют разблокировку сигналов, запускающих работу иммунной системы;
  • интерферона и интерлейкинов — протеины стимулируют клеточный иммунитет;
  • противоопухолевых вакцин — содержат опухолевые маркеры, позволяющие «обучить» иммунитет бороться с атипичными клетками.

Методы локальной деструкции опухоли

Это современные малотравматичные технологии, применяемые для радикального лечения опухолей. При этом есть разные способы воздействия на новообразованные очаги:

• химическая абляция — введение химических препаратов (уксусной кислоты, этанола) непосредственно в опухоль;
  • криодеструкция — замораживание ракового образования жидким азотом;
  • радиочастотная абляция — разрушение патологических тканей радиоволнами (термический метод);
  • HIFU-терапия — деструкция опухолевого очага высокоинтенсивным фокусированным ультразвуком.

Помимо перечисленных способов, при лечении рака печени используют методы трансартериальной химиоэмболизации и артериальной эмболизации. В основе лежит введение в питающие опухоль сосуды различных веществ (микросфер, раствора липиодола), навсегда перекрывающих их просвет. Новообразование не получает питание и прекращает свой рост.