Лечение бронхоэктатической болезни

Бронхоэктазии — необратимые морфологические изменения (расширение, деформация) и функциональная неполноценность бронхов, приводящие к хроническому нагноительному заболеванию легких. Весь комплекс легочных и внелегочных изменений при наличии бронхоэктазов называют бронхоэктатической болезнью.

Бронхоэктазы врожденные и приобретенные

БронхоэктазыВрожденные бронхоэктазы встречаются сравнительно редко и развиваются в связи с нарушениями формирования бронхиального дерева. Гистологический признак врожденных бронхоэктазов — беспорядочное расположение в их стенке структурных элементов бронха.

Основной этиологический фактор приобретенных бронхоэктазов — генетически определенная неполноценность бронхиального дерева (недоразвитие элементов бронхиальной стенки), которая в сочетании с нарушением бронхиальной проходимости и появлением воспаления приводит к стойкой деформации бронхов.

Формированию бронхоэктазов в значительной степени способствует коклюш, ОРЗ, корь, бронхиты, пневмонии, абсцессы легких, туберкулез, инородные тела в трахеобронхиальном дереве.

Основные жалобы: кашель с большим количеством гнойной мокроты, кровохарканье, боли в груди, одышка, лихорадка, потливость, снижение массы тела и работоспособности. Количество и характер мокроты зависят от степени поражения бронхов. В ней могут быть примеси крови и гноя, неприятный запах.

Заболевание характеризуется обострениями и ремиссиями. Во время обострений повышается температура, появляется одышка, хрипы в груди, посинение губ. На фоне долгого течения пальцы больного приобретают характерную форму барабанных палочек, а ногти — часового стекла. Постепенно общее состояние пациента ухудшается.

Бронхоэктатическая болезнь часто осложняется легочным кровотечением, абсцедированием, развитием пневмофиброза и эмфиземы легких, «легочным сердцем», амилоидозом.

Современная тактика лечения

При бронхоэктазе назначают современные антибиотики класса макролидов, чтобы подавить патогенную микрофлору, и β2-агонисты для устранения рефлекторных спазмов мелких бронхов. Также эффективны муколитики, разжижающие слизь и облегчающие ее откашливание. Чтобы купировать воспаление, при лечении бронхоэктаза показаны гормональные средства. Для активизации собственных защитных сил организма в терапевтическую схему включают иммуностимуляторы.

Ключевая процедура консервативного лечения бронхоэктаза — санация бронхиального древа (очистка просвета бронхов от гнойной мокроты с последующим введением антибиотиков). При признаках кислородной недостаточности назначают кислородотерапию. Больному также назначают комплекс упражнений, способствующих эвакуации бронхиальной мокроты, и вибрационный массаж грудной клетки. Для общего укрепления организма показаны:

• высококалорийный рацион — 3000 ккал в сутки;
  • диетотерапия — функциональное питание, богатое нутриентами;
  • витаминотерапия.

Учитывая необратимость процесса, а, следовательно, бесперспективность консервативной терапии, единственным радикальным методом лечения бронхоэктатической болезни следует считать хирургический, объем которого зависит от распространения бронхоэктазов.

Реабилитация, профилактика, возможные риски

Важная составляющая комплексной реабилитации при бронхоэктатической болезни — коррекция образа жизни. Пациенту необходимо гулять на свежем воздухе, бросить курить и избегать пассивного курения, придерживаться сбалансированного рациона, заниматься физкультурой, регулярно делать дыхательные упражнения.

Важно находиться на диспансерном учете у пульмонолога, с назначенной врачом частотой посещать профилактические приемы, при необходимости проходить курсы физиотерапии. Комплексная профилактика предусматривает своевременную терапию респираторных заболеваний и закаливание.

Без адекватного лечения бронхоэктатической болезни развиваются хронические бронхиты, легочная и сердечная недостаточность, легочное сердце, бронхиальная астма. У пациентов снижается работоспособность и ухудшается качество жизни. Крайне важно своевременно обратиться к врачу, чтобы добиться длительной устойчивой ремиссии.