Рак желудка

Содержание статьи

Под термином «рак желудка» подразумевают группу разнородных злокачественных опухолей, исходящих из клеток слизистой оболочки органа и склонных к пролиферативному росту и метастазированию. По частоте встречаемости они занимают пятое место в структуре онкологических болезней и входят в тройку самых распространенных причин смертности при онкологии. Патология наиболее распространена в России, Японии, Корее, Китае, Чили. Мужчины болеют в 1,3 раза чаще, чем женщины. Новообразование чаще встречается у лиц пожилого и старческого возраста, пик заболеваемости приходится на возрастную группу старше 65 лет. Основным методом лечения рака желудка является операция с последующей цитостатической терапией.

Причины возникновения

Заболевание имеет полиэтиологическую природу. К числу факторов, повышающих вероятность его развития, относятся:

• неблагоприятная наследственность — случаи рака желудка у кровных родственников;
  • пожилой возраст;
  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • употребление пищи, богатой канцерогенами;
  • рацион, состоящий преимущественно из чрезмерно горячих и острых блюд;
  • полипоз желудка;
  • инфицирование HP, хронические воспалительные процессы, в первую очередь атрофический и гипертрофический гастрит, язвенная болезнь;
  • болезнь Менетрие.

Наибольшему риску подвергаются пациенты с мутацией в гене CDH1. В этом случае вероятность развития наследственного диффузного рака перстневидноклеточного рака желудка достигает 30–50 % у молодых и 67 % у людей старше 80 лет.

Патогенез рака желудка

В основе развития рака лежит кишечная метаплазия и дисплазия, при которой клетки слизистой оболочки желудка подвергаются малигнизации и приобретают способность к неконтролируемому делению. Нарушение процессов апоптоза приводит к их бесконечному росту и размножению. Растущая опухоль на определенном этапе приобретает способность к метастазированию — распространению отдельных клеток по организму с током крови или лимфы. Это приводит к формированию дочерних очагов. Также метастазирование возможно контактным путем, когда достигшее больших размеров новообразование соприкасается с другими органами и прорастает в них. Патогенное влияние рака в первую очередь обусловлено механическим разрушением пораженных структур, а также паранеопластическим синдромом и раковой интоксикацией. На поздних стадиях болезни возможен распад опухоли, что приводит к развитию кровотечений и выбросу в кровь некротических продуктов.

Классификация и стадии

Общепринятой является классификация по системе TNM:

1. T – характеристика первичной опухоли:
    • T0 — первичной опухоли не выявлено;
    • Tis — новообразование в пределах слизистой оболочки;
    • T1 — поражена собственная пластинка и мышечный слой слизистой оболочки;
    • T2 — поражен мышечный слой;
    • T3 — поражена субсерозная оболочка;
    • T4 — опухоль распространяется на брюшину и окружающие органы.
  2. N — состояние регионарных лимфоузлов:
    • Nx — оценка невозможна;
    • N0 — нет поражения лимфатических узлов;
    • N1 — поражению подверглись 1–2 узла;
    • N2 — затронуто 3–6 л/у;
    • N3 — поражено 7 и более лимфоузлов.
  3. M — отдаленное метастазирование:
    • Mx — невозможно установить наличие отдаленных метастазов;
    • M0 — метастазов нет;
    • M1 — метастазы есть.
Стадии опухоли желудка

Симптомы рака желудка

На начальных этапах болезнь никак себя не проявляет — симптомы отсутствуют. Возможны незначительные диспепсические явления, однако они возникают далеко не во всех случаях. Позднее появляются следующие признаки:

• снижение аппетита;
  • чувство переполненности желудка при употреблении небольшого количества пищи;
  • рвота съеденным вскоре после еды;
  • отвращение к красному мясу;
  • потеря веса при отсутствии других видимых причин для этого;
  • бледность кожи;
  • слабость, быстрая утомляемость;
  • боли в эпигастральной области;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • признаки кровотечения в ЖКТ;
  • пальпируемое новообразование в области желудка.

Диагноз ставится на основании визуализирующих методов обследования: гастродуоденоскопии, рентгенографии желудка. Для его подтверждения применяется биопсия — лабораторное изучение клеточной структуры образца тканей, полученного при эндоскопическом обследовании. Для оценки распространенности процесса используется компьютерная томография, в том числе с контрастным усилением. Чтобы установить уровень перитонеальной диссеминации в запущенных случаях, показано проведение диагностической лапароскопии.

Методы лечения рака желудка

Лечение опухолей желудка в первую очередь оперативное. Объем операции зависит от стадии заболевания, однако всегда соблюдается принцип онкологической радикальности. Хирурги предпочитают удалять больший объем тканей, так как точно определить границы новообразования практически невозможно. На финальных этапах болезни, когда присутствуют множественные отдаленные метастазы, операции проводятся с паллиативной целью. Их задача — облегчить жизнь пациента.

Помимо хирургического вмешательства, лечение рака желудка проводится терапевтическими способами. Для этого применяется неоадъювантная и адъювантная химиотерапия. Первая предназначена для уменьшения размеров очага перед операцией, вторая — для уничтожения оставшихся в ране клеток. В неоперабельных случаях назначается только медикаментозное лечение и лучевая терапия, суть которой заключается в прицельном поражении опухоли ионизирующим излучением. Также используются таргетные и иммунные препараты, обладающие меньшим, чем цитостатики, побочным влиянием.

Методы лечения рака желудка

Прогноз и профилактика опухолей желудка

Прогноз при своевременной диагностике и раннем начале лечения опухоли желудка умеренно благоприятный. На поздних этапах шансы на выздоровление значительно снижаются. В таком случае стоит вопрос не об излечении, а о продлении жизни пациента и повышении ее качества. Эффективных методов специфической профилактики не разработано. Рекомендуется исключить модифицируемые факторы риска, регулярно проходить профилактические осмотры и обращаться к врачу при появлении боли и дискомфорта в области желудка.