Лечение рака легкого

Злокачественная опухоль в легких — распространенная патология и частая причина летального исхода. Ежегодно в мире ставится более одного миллиона таких диагнозов.

Заболевание чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Причина этого кроется в курении. Риск развития онкологии у курящих выше в 20 раз, чем у тех, кто не имеет табакозависимости. В табачном дыме содержится огромное количество канцерогенов, вызывающие онкологические заболевания.

Кроме курения большое значение имеет и экологическая обстановка. Воздух, которым мы дышим, содержит радон, асбест и пылевые частицы, что тоже негативно влияет на состояние здоровья и повышает риск развития онкологии.

Виды рака легких в зависимости от локализации:

виды рака легкого

I. Центральная форма. По направлению роста выделяют:

• экзофитный (эндобронхиальный) рак, когда опухоль растет в просвет бронха;
  • эндофитный (экзобронхиальный) рак с преимущественным ростом опухоли в толщу легочной паренхимы;
  • разветвленный рак с муфтообразно-перибронхиальным ростом опухоли вокруг бронхов;
  • смешанный характер роста (наиболее часто).

II. Периферическая форма:

• узловая округлая опухоль;
  • пневмониеподобный рак;
  • рак верхушки легкого с синдромом Панкоста.

III. Медиастинальная форма — множественное метастатическое поражение

• средостенных лимфатических узлов без установленной локализации первичной опухоли в легком (присуща преимущественно мелкоклеточной форме).

IV. Диссеминированная форма (первичный карциноматоз) — множественное

• поражение легких без установленной локализации первичной опухоли в других органах.

Выраженность клинической симптоматики при раке легкого зависит от клинико-анатомической формы опухоли, ее гистологической структуры, локализации, размеров и типа роста, характера метастазирования, сопутствующих воспалительных изменений в бронхах и легочной ткани.

Симптомы не имеют специфики: наиболее частым признаком является кашель (70 %), сначала сухой, а затем со скудной мокротой, кровохарканье встречается в 25 % случаев, одышку при физической нагрузке испытывают 40 % больных, боли в грудной клетке на стороне поражения — 60–70 % пациентов.

Любой подозрительный симптом или их сочетание — это повод незамедлительного обращения к врачу. Чем быстрее обнаруживается патология, тем больше шансов на благоприятный прогноз при лечении рака легких.

Диагностика включает рентген грудной клетки, КТ органов, бронхоскопию с биопсией пораженной ткани.

Стадии заболевания

Распространенность опухолевого процесса — один из основных факторов, определяющих выбор метода лечения, объема оперативного вмешательства и прогноза. Стадия заболевания зависит от размера и распространенности первичной опухоли и ее отношения к окружающим тканям, а также от регионарного и отдаленного метастазирования.

Учитывая то, что стадия определяет выживаемость и тактику лечения, чрезвычайно важно точно ее определить. Так, 5-летняя выживаемость больных при I стадии рака легкого составляет — 40–60 %, II стадии — 20–33 %, III стадии — 5–15 %, IV стадии — 0–1 %.

Методы лечения рака

Быстрое прогрессирование рака легкого и реальная возможность метастазирования диктуют необходимость сокращения диагностического периода, отказа от выжидательной тактики и клинического наблюдения в сомнительных случаях.

Для правильного выбора метода лечения следует знать основные факторы прогноза: стадию, гистологическую структуру опухоли, характер и тяжесть сопутствующих заболеваний, функциональные показатели жизненно важных органов и систем.

При лечении больных раком легкого применяют хирургический, лучевой, химиолучевой, лекарственный (химиотерапия, таргетная терапия, иммунотерапия) и комбинированный методы.

В выработке плана лечения, который формируют на весь его срок, принимают участие хирург, радиолог и химиотерапевт, при необходимости привлекаются другие специалисты. После выполнения отдельных этапов проводят коррекцию последующих ходов в зависимости от полученных результатов.

Хирургическое лечение больных с резектабельными формами рака легкого является наиболее эффективным методом. Оперативное вмешательство может проводиться разными способами — классическим с большим разрезом и торакоскопическим, через проколы и минимальный разрез. Качество удаления, объем работы и дальнейший прогноз не зависят от вида манипуляции.

Лучевую терапию применяют как самостоятельное лечение, а также в сочетании с хирургическим или химиотерапевтическим методом.

Химиотерапию при раке легкого проводят при наличии противопоказаний к хирургическому и лучевому лечению. Объективное улучшение в виде частичной регрессии первичной опухоли, регионарных и отдаленных метастазов наступает у 6–30 % больных.

В последние два десятилетия таргетная (target — цель, мишень) терапия получила активное развитие в лечение злокачественных опухолей. Ее суть заключается в разработке лекарственных средств с учетом молекулярно-генетических особенностей опухоли и клинической характеристики больных, что позволяет повысить эффективность противоопухолевой терапии. Таргетные препараты, имея потенциально большую эффективность, не нарушают при этом деятельность нормальных клеток и, следовательно, дают меньше побочных эффектов

Правильная реабилитация после лечения рака легких — залог успеха. Наблюдение после курса процедур или проведенного оперативного вмешательства проходит в нашей клинике по индивидуальным программам. Примерная частота контрольных визитов — 1 раз в 4–5 месяцев. Каждый раз пациента осматривает онколог, а также назначает анализы крови, рентген грудной клетки и УЗИ брюшной полости. В зависимости от показаний могут быть назначены дополнительные исследования — КТ, МРТ, ПЭТ и др.