8 (921) 903-04-03

Круглосуточно (Без выходных)

Лечение рака поджелудочной железы

Записаться на консультацию 8 (921) 903-04-03 круглосуточно

Рак поджелудочной железы в структуре онкологической заболеваемости нашей страны находится на 11 месте. Мужчины болеют в 1,5–2 раза чаще женщин. Средний возраст заболевших среди мужчин — 63–65 лет, женщины заболевают в среднем 68–70 лет. Случаи заболеваемости в возрасте до 30 лет очень редки.

Особенностью заболевания является его крайняя агрессивность с 5-летней выживаемостью около 6%. Отношение числа впервые заболевших к числу умерших за первый год примерно равняется единице.

Цены на платные услуги

Факторы риска заболеваемости

Существует несколько гистологических типов рака поджелудочной железы, однако преобладающей опухолью является протоковая аденокарцинома, составляя около 95% случаев. Другие варианты встречаются значительно реже.

Анатомически рак поджелудочной железы подразделяют на следующие типы:

Согласно международной классификации TNM, где категория T дает характеристику размера опухоли, N описывает поражение или отсутствие поражения регионарных, то есть ближайших к опухоли, лимфатических узлов, а значение M свидетельствует о наличии или отсутствии отдаленных метастазов, то есть отдаленных опухолевых клеток, поражающих другие органы, рак поджелудочной железы классифицируется:

Tx: Невозможно оценить состояние первичной опухоли.

To: Отсутствуют признаки рака в поджелудочной железе.

Tis: Самые начальные проявления рака без распространения опухоли — карцинома in situ.

T1: Диаметр опухоли 2 см и менее, находится в пределах поджелудочной железы.

T2: Диаметр опухоли более 2 см, находится в пределах поджелудочной железы.

T3: Опухоль выходит за пределы поджелудочной железы, но в крупные артерии или вены рядом с органом не проникает.

T4: Опухоль выходит за пределы поджелудочной железы и проникает в крупные артерии или вены рядом с органом. Опухоль категории T4 неоперабельна.

Nx: Невозможно оценить состояние регионарных лимфатических узлов.

N0: Отсутствуют признаки рака в регионарных лимфатических узлах.

N1: Опухоль распространяется на регионарные лимфатические узлы.

Mx: Невозможно обнаружить отдаленные метастазы.

M0: Нет отдаленных метастазов.

M1: В отдаленных органах выявляются метастазы. Метастазы рака поджелудочной железы чаще встречаются в печени, легких и по брюшине.

Симптомы рака поджелудочной железы

К большому сожалению, клиническая картина рака поджелудочной железы проявляется далеко не на ранней стадии заболевания. Очень редко злокачественное заболевание поджелудочной железы является случайной находкой, которая выявляется при обследовании больного по поводу другого заболевания, при выполнении компьютерной томографии живота. Чаще всего рак поджелудочной железы впервые проявляется развитием механической желтухи, что свидетельствует уже о далеко зашедшем процессе, когда опухоль распространяется на внепеченочные желчные протоки. Появление желтухи чаще всего наблюдается при раке головки поджелудочной железы и сопровождается выраженным кожным зудом.

При раке тела и хвоста поджелудочной железы чаще всего ведущим симптомом являются постоянные боли в эпигастральной области, иррадиирущие в спину, резкое похудение. Как правило выраженность болей имеет прямую зависимость от степень местного распространения опухоли.

Диагностика

Для точного оценки степени распространенности опухолевого процесса и правильного стадирования заболевания по общепринятой системе TNM необходимо выполнение ряда важных диагностических манипуляций. Все методы диагностики можно условно разделить на три основные группы:

К неинвазивным методам исследования относятся:

Диагностика рака поджелудочной железы

Лабораторные анализы, такие как общий и биохимический анализы крови, не являются специфичными, однако отражают проявление анемического синдрома, биохимические расстройства, сопровождающие онкологический процесс. Онкомаркером, чувствительным к заболеванию, является СА 72,4.

Инвазивные исследования — различные варианты биопсий с целью морфологического подтверждения злокачественной природы заболевания является неотъемлемой частью обследования больного. Забор биопсийного материала является достаточно трудоемким процессом, чаще всего для этого выполняется прямая чрескожная аспирационная биопсия опухоли под контролем УЗИ или компьютерной томографии.

Диагностическая лапароскопия также применяется с целью как оценки опухолевого распространения, так и для выполнения биопсии поджелудочной железы.

Лечение рака поджелудочной железы

Единственным радикальным методом лечения опухолей поджелудочной железы хирургическая операция. Как сказано ранее, как правило, рак поджелудочной железы выявляется на достаточно поздней стадии, когда речь о выполнении радикальной операции в полном объеме уже не стоит. Это вызвано достаточно быстрым ростом опухоли, врастанием ее в магистральные сосуды. Как правило, число больных, подлежащих радикальной операции, не превышает 15% от общего числа выявленных пациентов. Необходимо отметить, что радикальные операции, направленные на лечение рака поджелудочной железы являются длительными, сопряжены с крайне высоким риском развития жизнеугрожающих осложнений как в интраоперационном, так и в послеоперационном периодах. Летальность при этих операциях достигает до 30%, успешное выполнение радикального хирургического вмешательства иногда позволяет продлить жизнь пациенту еще на 1,5 – 2 года после операции.

Основными радикальными операциями при раке поджелудочной железы являются гастропанкреатодуоденальная резекция – частичное удаление поджелудочной железы, панкреатдуоденэктомия – полное удаление поджелудочной железы.

Паллиативные операции, то есть хирургические вмешательства, направленные не на радикальное удаление опухоли, а на избавление от страданий и симптомов заболевания могут выполняться как в качестве первого этапа радикального лечения, так и только с целью устранения основного осложнений основного заболевания - механической желтухи, вызванной обтурацией опухолью желчеотводящих путей.

Такие операции принципиально подразделяются на два основных вида: операции внутреннего желчеотведения, в основе которых лежит формирование билиодигестивных анастомозов, а также хирургические вмешательства, направленные на наружнее дренирование желчных путей. Как правило, продолжительность жизни после таких операций не превышает 8 месяцев после вмешательства, но существенно улучшают качество жизни больных.

Операции по поводу рака поджелудочной железы могут выполняться как открытым способом посредством лапаротомии – разреза на передней брюшной стенке, так и лапароскопически – при помощи малоинвазивной техники через отдельные порты на передней брюшной стенке.

Кроме того, лапароскопические операции выполняются и в качестве инвазивной диагностической манипуляции.

Химиотерапия как самостоятельный метод лечения при данном заболевании не применяется, и в редких случаях позволяет продлить жизнь до нескольких месяцев.

Лучевая терапия при раке поджелудочной железы может применять как в качестве самостоятельного метода лечения, так и в составе комплексного и комбинированного лечения, в сочетании с оперативным вмешательством и химиотерапией. Комбинированное лечение (предоперационная лучевая терапия в сочетании с радикальной операцией) позволяет пережить 2 года 65-70% больных РПЖ. Комплексная химиолучевая терапия также улучшает отдаленные результаты лечения РПЖ.

Относительно новым направлением в лечении рака поджелудочной железы является гормональная терапия.

Достаточно перспективным является применение криогенных технологий в лечении рака данной локализации. Криохирургия рассматривается как альтернатива радикальной операции, а также применяется и с целью обезболивающей манипуляции при запущенных стадиях рака поджелудочной железы.

Таким образом, в связи с крайне высоким потенциалом злокачественности и агрессивностью данного заболевания, быстрым прогрессированием и достаточно удручающим прогнозом, хотелось бы акцентировать внимание на необходимости своевременного выявления заболевания, настороженности к нему как пациентов, так и врачей поликлинического звена, а также профилактикой развития столь грозного заболевания.

Преимущества нашей клиники

Вопрос-ответ

Подскажите, как удостовериться, что не болею раком? Уже третий человек в моей семье заболевает онкологическим заболевание. Бабушка и прабабушка умерли от рака желудка. Теперь диагноз поставили отцу, но в поджелудочной железе. Может это наследственное? Слышал об онкомаркерах. Какие нужно сдать?

Ответ: Уважаемый Б.! Да, существуют онкомаркеры, но одних лишь анализов недостаточно для того, чтобы исключить болезнь. Кроме того, не существует универсальных онкомаркеров. Необходимо проконсультироваться со специалистом и выполнить ряд обследований, в зависимости от наличия или отсутствия жалоб и Вашего семейного анамнеза.