Рак пищевода: симптоматика, методы лечения

Рак пищевода — злокачественная опухоль, исходящая из слизистой оболочки. По мере ее роста прохождение пищи затрудняется.

Симптоматика заболевания

К сожалению, на ранних стадиях заболевания нет никаких симптомов. Дисфагия (чувство затруднения прохождения пищи по пищеводу) и потеря веса являются основными признаками рака пищевода. Однако дисфагия появляется при сужении просвета пищевода более чем на 2\\3 диаметра. Больные обращаются к врачу в среднем через 2,5–3 месяца после начальных проявлений.

Другие возможные симптомы рака пищевода:

рак пищевода
  • слабость;
  • повышенное слюноотделение;
  • нарушение работы пищеварительной системы;
  • осиплость;
  • кашель и затруднения при проглатывании пищи;
  • тошнота и рвота;
  • гипертермия.

Единственный способ установить рак пищевода на ранней стадии — своевременно выполненное эндоскопическое исследование.

Первая стадия заболевания характеризуется поражением только слизистой оболочки пищевода, без метастазов.

Вторая стадия — распространение опухоли до внешней оболочки органа без метастазов или при наличии единичных регионарных метастазов в лимфатических узлах.

Третья стадия — это глубокая инвазия опухоли и метастазы в регионарных лимфоузлах.

Четвертая стадия определяется при прорастании опухоли в рядом расположенные органы и наличии отдаленных метастазов.

Эффективные методы лечения рака пищевода

Успех в лечении рака пищевода может быть связан с ранней и точной диагностикой стадии заболевания, поскольку от качества оценки распространенности опухолевого процесса зависит правильность выбора стратегии лечения.

После морфологического подтверждения диагноза рака пищевода заболевание должно быть максимально точно стадировано, что позволяет выбрать наиболее оптимальный метод лечения в каждом конкретном случае, оценить прогноз, корректно оценивать непосредственные и отдаленные результаты.

План лечения подбирается строго индивидуально и зависит от типа заболевания, его стадии и общего самочувствия пациента. В его разработке принимают участие хирург, радиолог и химиотерапевт, а при необходимости привлекаются другие специалисты.

При первой стадии рака пищевода прогноз лечения благоприятный. Используют хирургический метод лечения. Операция подразумевает удаление пищевода и выполнение его пластики. На ранних стадиях заболевания возможно удаление опухоли эндоскопическим методом. Иногда успешными оказываются и неоперативные методы.

При второй и третьей стадии заболевания прогноз не такой благоприятный — часто лечение начинают с химиолучевой терапии с последующим хирургическим вмешательством.

На четвертой стадии лечение рака пищевода направлено лишь на уменьшение размеров опухоли, сдерживание ее роста и устранение симптомов болезни (обезболивание, стентирование).

хирургическое лечение

Основным методом лечения рака пищевода является хирургический. Лишь при невозможности хирургического лечения (отказ пациента или функциональные противопоказания) проводится химиолучевая терапия в самостоятельном варианте.

При операции обычно удаляют пораженный орган вместе с лимфатическими узлами и окружающими тканями. Одновременно с этим происходит пластика пищевода.

Операции по удалению рака пищевода считаются одними из самых сложных в хирургии, они занимают немало времени, требуют высокотехнологичного оборудования и высокой квалификации медицинского персонала.

Химиолучевая терапия

Наибольшего прогресса в терапии рака пищевода удалось достигнуть благодаря комбинированию различных методов лечения.

Химиолучевая терапия обладает комплексным пространственным взаимодействием: облучение влияет на первичную опухоль и уменьшает риск отдаленного метастазирования, а химиотерапия увеличивает степень гибели клеток, вызванной радиацией в первичной опухоли, причем не только внутри радиационного объема. Она улучшает и отдаленный контроль путем сокращения метастатического потенциала опухоли.

Такая комбинация методов может быть альтернативой хирургическому лечению операбельных местнораспространенных форм рака пищевода. Химиолучевая терапия в самостоятельном режиме применяется при отказе пациента от операции или ее функциональной непереносимости.

Новые методики лечения рака пищевода

В настоящее время при оперативном вмешательстве на пищеводе используют малоинвазивные технологии — эндоскопию, торакоскопию и лапароскопию. Использование минимально инвазивных эзофагэктомий способствует уменьшению интраоперационной кровопотери, снижению длительности пребывания в палате интенсивной терапии и продолжительности послеоперационного периода по сравнению с традиционными открытыми операциями.

Современные технические средства и методики облучения при самостоятельной лучевой терапии рака позволяют достичь относительно удовлетворительных непосредственных результатов за счет прицельного воздействия.