Рак прямой кишки

Содержание статьи

Рак прямой кишкиРак прямой кишки (РПК, колоректальный рак) — злокачественная опухоль, поражающая нижний отдел кишечника в пределах 15 см от анального отверстия. Развивается из клеток эпителия, обладает способностью к прорастанию сквозь окружающие ткани и метастазированию с формированием дочерних опухолей в регионарных лимфатических узлах, костях, легких, печени, брюшине, головном и спинном мозге.  При поздней диагностике представляет непосредственную угрозу для жизни пациента. По частоте встречаемости патология занимает одну из лидирующих позиций в структуре онкологических болезней. По данным за 2017 год, в России было выявлено около 30 тысяч новых случаев.

Причины и факторы риска

Глубокие причины развития РПК изучаются. Риск возникновения болезни повышен у людей, подверженных влиянию следующих факторов:

• семейный аденоматоз толстой кишки;
  • болезнь Крона;
  • язвенный колит;
  • полипоз кишечника;
  • употребление в пищу большого количества красного мяса;
  • малоподвижный образ жизни;
  • повышенная масса тела;
  • сахарный диабет;
  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • пожилой возраст;
  • хронические запоры, регулярная травматизация кишечника твердыми каловыми массами.

Симптомы

На начальных этапах болезнь протекает бессимптомно. Позднее пациенты начинают предъявлять следующие жалобы:

• появление крови, слизи или гноя на туалетной бумаге и в каловых массах;
  • диарея или запоры;
  • чувство неполного опорожнения кишечника;
  • ощущение инородного тела в прямой кишке;
  • боли внизу живота;
  • появление в области ануса снаружи или за анальным сфинктером неясных новообразований, которые часто имеют вид цветной капусты;
  • признаки паранеопластического синдрома — слабость, потеря веса, тошнота и рвота, анемия, общее ухудшение самочувствия;
  • признаки поражения других органов и систем при метастазировании в них — головные боли, судороги, кашель, кровохарканье, увеличение лимфатических узлов, накопление жидкости в полости живота и прочее.

Патогенез

Патогенез колоректального рака в первую очередь связан со способностью опухоли безгранично увеличиваться в размерах и прорастать сквозь окружающие ткани. Если новообразование растет в просвет кишки, со временем развивается частичная, а позднее полная непроходимость кишечника. При наружном росте опухоль выходит за пределы прямой кишки, поражает окружающие органы и нарушает их функцию. Образование метастазов сопровождается поражением отдаленных органов с развитием соответствующей клинической картины. На поздних стадиях развивается так называемая раковая интоксикация, вызванная распадом клеток новообразования с выбросом в кровь токсических продуктов. С учетом того, что злокачественные новообразования растут быстро, они нуждаются в большом количестве питательных веществ и являются своеобразной ловушкой для них. Это приводит к нарушению белкового, жирового и углеводного обмена, включению компенсаторных механизмов и их постепенному истощению с дальнейшей декомпенсацией состояния.

Классификация и стадии

В клинической практике классификация рака прямой кишки осуществляется по системе TMN, учитывающей распространенность опухоли, наличие ближайших или отдаленных метастазов, поражение лимфатических узлов. Однако в ознакомительных целях удобнее рассматривать заболевание как протекающее в 5 следующих друг за другом стадиях:

1. Нулевая стадия (карцинома in situ). Опухолевые клетки находятся в толще слизистой оболочки и не выходят за ее пределы. Окружающие ткани не поражены, метастазов нет.
  2. I стадия. Слизистая оболочка поражается по всей толщине, в процесс вовлекается подслизистая основа и мышечная оболочка прямой кишки.
  3. II стадия. Новообразование выходит за пределы кишечника, прорастает в расположенные поблизости ткани, затрагивает брюшину. Метастазов нет.
  4. III стадия. Происходит поражение одного или нескольких регионарных лимфатических узлов. При наличии этого размеры материнской опухоли уже не имеют значения для определения стадийности.
  5. IV стадия. Возникают метастазы в отдаленных органах. Их наличие является основанием для определения четвертой стадии, независимо от размера опухоли и поражения лимфатической системы.

стадии опухоли прямой кишкиколоноскопия

Диагностика

Диагноз ставится на основании жалоб пациента, результатов физикального, инструментального и лабораторного методов обследования:

1. Физикальное обследование. Включает пальцевое ректальное ощупывание, оценку конституции пациента (соотношение роста и веса), определение основных параметров жизнедеятельности методом осмотра и опроса.
  2. Инструментальное обследование. Обязательным является проведение ректороманоскопии, позволяющей осмотреть пораженную область. Также пациенту может быть назначено УЗИ живота и малого таза, МРТ малого таза, КТ грудной клетки и головы для исключения метастазов.
  3. Лабораторное обследование. Всем пациентам назначается клинический и биохимический анализ крови, тест на свертываемость. Также определяется концентрация в крови ракового эмбрионального антигена.

лечение рака прямой кишки

Методы лечения

Основным способом терапии рака прямой кишки является операция. При этом опухоль удаляют вместе с прямой кишкой и окружающими тканями. В зависимости от типа операции свободный конец кишечника либо подшивается к анальному отверстию, либо выводится на переднюю брюшную стенку. В первом случае пациент сохраняет способность опорожнять кишечник природным способом, во втором пользуется мешком-калоприемником. Оперативное лечение всегда сочетается с консервативным. Больному назначается химиотерапия препаратами, блокирующими рост опухолевых клеток. Перед операцией ее целью является уменьшение размеров новообразования, после операции — уничтожение оставшихся в организме мутировавших клеток.

Пациентам с неоперабельными опухолями проводится паллиативная химиотерапия или лучевая терапия. Цель — максимально продлить жизнь больного и повысить ее качество. При непроходимости кишечника выполняются паллиативные операции, при которых удаляют только часть новообразования, чтобы восстановить пассаж каловых масс. В лечении колоректального рака используются новейшие разработки онкологической медицины: коагуляционная гипертермия, внутритканевое облучение, иммунотерапия и прочие. Все это повышает эффективность медицинской помощи и показатели выживаемости.

Диагноз рак прямой кишки не является приговором. С ним можно и нужно бороться. Основой успеха в данном случае является ранняя диагностика заболевания, адекватное хирургическое вмешательство с последующей адъювантной терапией. С учетом отсутствия симптомов рака на начальных этапах его развития важной составляющей борьбы с ним являются регулярные профилактические осмотры проктолога и тщательный контроль собственного состояния людьми, входящими в группу риска.