Ранняя диагностика рака

Содержание статьи

Онкологические заболевания — одна из самых распространенных причин смертности населения в мире. Еще несколько десятилетий назад злокачественные опухоли крайне плохо поддавались лечению и практически всегда приводили к гибели пациента. К сегодняшнему дню разработаны способы лечения, которые позволяют справиться с большинством онкологических заболеваний. Основополагающее условие успеха — ранняя диагностика рака.

Основное и неоспоримое преимущество обнаружения новообразований на ранней стадии — возможность их полного излечения. В большинстве случаев пациенту проводится операция, однако ее объем оказывается значительно меньше, чем при распространенных процессах. Соответственно, снижается вероятность инвалидизации, сокращаются риски, связанные с хирургическим вмешательством, уменьшается время восстановления. Порой больному даже не требуется послеоперационная химиотерапия, что позволяет избежать побочных эффектов от применения цитостатиков.

Стадии рака

В своем развитии онкологическое заболевание проходит несколько стадий. Актуальной на сегодняшний день является международная классификация по системе TNM, где T — характер первичной опухоли, N — состояние регионарных лимфатических узлов, M — наличие отдаленных метастазов.

1. T:
    • Tx — нельзя произвести оценку;
    • T0 — признаков первичной опухоли нет;
    • Tis — процесс in situ (в пределах слизистой);
    • T1 — поражены пластинка и мышечный пласт слизистой оболочки;
    • T2 — опухоль прорастает в мышечный слой;
    • T3 — поражена субсерозная оболочка;
    • T4 — опухоль распространяется на окружающие органы.
  2. N:
    • Nx — нельзя произвести оценку;
    • N0 — л/у не затронуты;
    • N1 — поражено 1–2 л/у;
    • N2 — затронуто 3–6 л/у;
    • N3 — опухоль привела к поражению 7 л/у и более.
  3. M:
    • Mx — невозможно оценить наличие отдаленных метастазов;
    • M0 — метастазы отсутствуют;
    • M1 — метастазы обнаружены.
Стадии рака

Симптомы рака на ранних стадиях

На начальных этапах онкология протекает бессимптомно. Однако некоторые виды опухолей можно обнаружить. Например, изменение внешнего вида и цвета родинок, возникновение асимметрии, их неровные края, выпадение волос могут быть свидетельством меланомы — злокачественной и очень агрессивной опухоли кожи. Новообразования поверхностно расположенных тканей удается обнаружить пальпаторно — при ощупывании. Так становится заметен рак молочной железы, опухоли костей в местах их максимально близкого прилегания к коже (передняя поверхность голеней, череп, суставы). Опухоли могут ощущаться как уплотнение или шишка, увеличивающаяся в размерах, которой раньше не было. Самостоятельное обследование и своевременное обнаружение патологии спасло жизнь большому количеству людей, внимательно относящихся к своему здоровью.

По мере развития болезни у пациента появляются общие признаки:

• беспричинная потеря веса;
  • утрата интереса к жизни;
  • снижение гемоглобина и глюкозы крови;
  • утомляемость;
  • тошнота;
  • повышение скорости оседания эритроцитов;
  • усиленное тромбообразование.

Помимо сказанного, возникают и усиливаются симптомы, связанные с поражением определенных органов. При раке желудка — боль в эпигастрии, рвота съеденным вскоре после еды, отвращение к красному мясу; при опухолях дыхательных путей и легких — кашель, одышка, изменение тембра голоса; при онкологии матки — кровотечения, боли внизу живота и прочее. Нужно заметить, что столь выраженная клиническая картина более характерна для поздних стадий, когда эффективность лечения уже не будет столь высокой.

Способы ранней диагностики рака

К числу скрининговых методов относятся:

Способы ранней диагностики рака
  • флюорография — визуализирующее обследование легких, создающее меньшую лучевую нагрузку, чем классическая рентгенография;
  • маммография — разновидность рентгенографии, предназначенная для оценки структуры молочных желез;
  • кольпоскопия, в том числе расширенная и с забором мазков на цитологию — визуальный осмотр шейки матки и влагалища под большим увеличением, позволяющий обнаружить измененные клетки;
  • лабораторное определение онкомаркеров — используется для предварительной диагностики рака предстательной железы и ряда других опухолей, обладает сравнительно низкой специфичностью и не может служить единственным основанием для постановки диагноза;
  • ультразвуковое исследование — позволяет оценить состояние внутренних органов, не создавая лучевой нагрузки на организм.

Эндоскопические методики (гастроскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия) в связи со своей инвазивностью и сопряженными с этими неудобствами в качестве скрининга здоровых людей практически не применяются. Их используют при наличии подозрений на ту или иную опухоль, а также среди групп риска. Например, колоноскопия ежегодно проводится пациентам с полипозом кишечника.

Кому и как часто надо проверяться на онкологию?

Регулярное обследование для ранней диагностики рака рекомендуется проходить людям, входящим в группу риска по онкологии:

• пожилой и старческий возраст;
  • курение табака, злоупотребление алкоголем;
  • наследственная предрасположенность, опухолевые заболевания у кровных родственников;
  • работа, связанная с воздействием ионизирующего излучения или химических канцерогенов;
  • употребление в пищу продуктов, богатых трансжирами и другими канцерогенными компонентами;
  • полипы желудочно-кишечного тракта, метаплазия шейки матки, язва или гастрит хеликобактерного происхождения и другие заболевания, связанные с повышенным риском появления опухолей.

Где провериться на рак?

Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут пройти обследование на базе Университетского онкологического центра НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ им. ак. И. П. Павлова. Приоритетным направлением нашей деятельности являются опухоли желудочно-кишечного тракта, однако прекрасное техническое оснащение и квалификация специалистов позволяют клинике заниматься и диагностикой новообразований другой локализации. В штате центра работает более 600 врачей с научными званиями, есть собственные диагностические и лабораторные центры, оборудование для высокотехнологичных и дорогостоящих обследований. Последние проводятся как платно, так и по квотам МЗ РФ, то есть бесплатно для пациента. Центр имеет все возможности для ранней диагностики рака и проведения планового скрининга с использованием высокоточных методов. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены в качестве и безопасности медицинских услуг.